Новый Колизеум и рабское сознание. Часть вторая

Меня много спрашивают, даже укоряют: ну вот вы раскритиковали школу, поставили диагноз, а дальше что, что делать-то со всем этим?! Вопрос резонный, правда, задают его в основном те, кто сам ничего делать и не собирается, а хочет посмотреть, как другие будут это делать, некие СПЕЦИАЛИСТЫ, не абы кто. Ну что ж: смотрите, как всё сделают без вас, без вашего участия, участия каждого человека в меру его сил, …но, боюсь, вам не понравится результат. Потому что эти специалисты будут это делать для себя, а не для ваших детей и не для учителей-трудовых лошадок. Потому что эти специалисты живут под лозунгом «я и мои близкие лучшие и первейшие, а остальные на вторых и сотых планах». Однажды услышала такое: ну сменят какого-нибудь нехорошего директора, так на его место придёт новый такой же и т.д. Дескать, что толку что-то делать? Да, если только сменить того или иного руководителя, но не поменять законы системы, механизмы управления – ничего не изменится. Значит, нужно менять законы системы! Но кто ж даст это делать?! Те самые в костюмчиках? – Да они на пушечный выстрел не подпустят к своей тёплой насиженной вотчине тех, кто угрожает текущему положению вещей, в котором они – Боги! Зачем им это надо-то, их устраивает именно такое положение дел?! Вот и всё – на этом, надеюсь, вопросы по изменениям и предложениям закончились.

До тех пор, пока мы живём в псевдодемократии, а именно в ней мы и живём (причём весь мир), мы ничего не можем, кроме как мириться, покритиковывая, или жаловаться и плакать. Мы же не можем голосовать (не в интернете, а на настоящих выборах, референдумах) за принятие или отмену тех или иных законодательных норм, регулирующих нашу жизнь, мы же не можем выбирать модели развития тех или иных сфер – нам разрешили только выбирать фамилии в галстуках, о которых подавляющее большинство избирателей ничегошеньки не знает, или знает только то, что им положено знать. Да и выбор-то весьма невелик и отнюдь не разнообразен! Те, что вчера были коммунистами, сегодня уже перекрасились в либералов – где сытно и тепло, там и они, и неважно под каким флагом. Поэтому многие вообще не ходят на выборы. А их родственники нет-нет, да и напомнят им об их гражданской несознательности. Это те самые родственники, которые в свое время голосовали за Ельцина, а потом с нетерпеньем ждали, когда же он уйдёт с президентского поста. Потому что нет совершенно никакого механизма снятия по требованию народа неугодного ему правителя (что ставит людей перед выбором единственной альтернативы в виде никому не радостных «экстремистских» методов – типа восстания или революции). Надо терпеливо ждать, когда он сам соизволит уйти на заслуженный отдых. И всё равно ещё не факт, что огромная и хорошо устроенная свита, из метящих на его место, свита из десятков Гнилоустов, даст ещё что-то изменить, поменять, посадить в кресло не их человека…

Поэтому менять нужно не сверху – там ничего не изменится, как не меняется уже не одно столетие, «слишком далеки они от народа» и всегда будут далеки, и всегда будут делать своё, им самим в первую очередь выгодные дела (а все остальные, включая государство и его народ – во вторую). А идти можно только путём воспитания человека с самых младых ногтей, т.е. детей, в духе истинной гуманности и равенства всех, и ответственности за благополучие всех на этой земле: и пташек, и жучков, и даже крокодилов (который чувствует то же самое, что и человек, когда с него сдирают шкуру с живого, чтобы кожа была эластичнее!).

Основополагающими принцами любого детского учебно-воспитательного учреждения (как государственного, так и частного), а также семейного воспитательно-образовательного процесса должны быть, Первое: Воспитание в духе сотрудничества, взаимопомощи (противоположность конкуренции, которая должна быть абсолютно исключена).

Второе: Воспитание и обучение без похвалы результатов учёбы, или вообще каких бы то ни было жизненных достижений ребёнка (и порицание недостаточного результата) – вместо этого воодушевление в процессе учёбы и похвала за старания, а не за результат. Тогда тот, у кого результат выше, не будет иметь превосходство перед менее успешным в этом деле, при этом результаты его труда не потеряют ценность, а, наоборот, обретут истинную ценность вне контекста тщеславия. Кстати я далеко не первый педагог, понявший и говорящий о том, что конкуренция и жёсткое нацеливание ребёнка на результат – мешает процессу развития, и нередко даже вызывает серьёзные психологические проблемы у ребёнка, которые выливаются в асоциальное, преступное поведение, а то и убийства или самоубийства. Здесь сделаю уточнение: я не подпеваю в дуду нынешним реформаторам, ратующим за сокращение школьной программы и учебной нагрузки. Сама по себе нагрузка, т.е. количество учебных часов ничего не определяет, главное – содержание и форма учебного процесса. Если они будут интересными и правильно организованными – дети вполне успешно справятся с сегодняшними учебными нагрузками. Реформаторы, бессовестно прикрываются заботой о детей, преследуя совсем другие цели.

Далее. РАВНОПРАВИЕ детей, различающихся по уровню всего и вся, по-разному талантливых в разных областях, имеющих разные качества и степени их проявления, различные степени владения ими и мн.мн.др. Что недостижимо при таком явлении, как любимые ученики и более любимый в семье ребёнок. Всё общение с детьми должно произрастать из следующего посыла: все разные, но при этом все хорошие на равных основаниях – каждый по-своему и все (чтобы каждый ребёнок понимал, что и он сам хороший, и все его друзья, братья, одноклассники тоже хорошие). Необходимо избегать в общении и работе с детьми сравнения их между собой или сравнения их результатов, порождающие превосходство одних и приниженность других. Забыть такие привычные клише, как «Посмотрите, какой у Коли красивый почерк, не то что у Саши: как курица лапой», «Вот твоя старшая сестра: и оценки хорошие из школы приносит, и то, и сё, а ты совсем не то». И надо видеть, какие оттенки и выражения самодовольства и превосходства возникают на лице у старшей сестры, как она потом начинает пренебрежительно общаться с младшей сестрой и вообще со всеми, кто её младше. А младшая начинает завидовать и отравляться ядом зависти на всю жизнь или потихоньку превращается в пофигистку – это такой внутренний механизм защиты от зависти. И т.п. до бесконечности. Это не значит, что никогда нельзя ставить кого-то кому-то в пример, бывают случаи, когда это необходимо, но нельзя злоупотреблять такими вещами – они не должны проходить красной нитью в процессе воспитания и преподавания. И делать это надо очень внимательно, так, чтобы ребёнок, которому ставят кого-то в пример, захотел этому примеру последовать, а не обиделся, пусть даже глубоко в душе, чего невнимательный взрослый даже не заметит.



Что касается оценок в школе. Учёба должна быть ради процесса познания, вникания, анализа, мышления, развития, а не ради циферки или буковки в листочке, констатирующей степень твоей успешности в учёбе, циферки, отражающей количество ошибок, допущенных тобой в контрольной работе или на экзамене. Поэтому, либо их вообще быть не должно, либо оценки должны ставиться за труд и старания, а не за результат. А особо успешные (с хорошими результатами) будут иметь возможность проявить свои способности и достижения как в классной, так и во внеклассной деятельности, но не ради красного диплома или грамоты, а ради самого дела, предмета – почувствуйте разницу. Хорошую оценку должен получать не только ребёнок с врожденной грамотностью и т.п., и уж тем более не богатенький отпрыск, натасканный дорогими частными преподавателями, которые за него и домашние задания выполняют, и всё остальное (что сплошь и рядом сейчас), а в первую очередь те, у кого нет денег на репетиторов, у кого нет врождённой грамотности, но кто старается, при этом, не всегда даже достигая желаемого результата (проболел, отстал, учитель скучно или неудачно объяснил материал, не понял, не справился с контрольной, или сложно даётся конкретный предмет или тема и т.д.). Некоторые хорошие учителя негласно исповедуют именно такой подход на практике (что порицается официальной педагогической системой): да, я знаю, что ошибок много в этой работе, но я знаю уровень стараний, усилий этого ученика, поэтому я ему плохую оценку не поставлю. Но подавляющее большинство учителей ставят оценки исключительно по количеству ошибок. 1-2 ошибки – четвёрка, 3-4 – тройка и т.д. А надо ввести обратную систему, чтобы все работали, как первые из упомянутых учителей, которые зрят в корень, а не пляшут по глупой, бездушной букве инструкции, основанной на количественном критерии, а не качественном, а не человеческом.

А ведь это всего-навсего тот практический минимум, с которого нужно начинать прежде, чем переходить к другим, более непростым и трудоёмким задачам реформирования текущей порочной системы и практики. Конечно, все согласятся что порочной, «но как же разорвать сей порочный круг», привычно вопрошают они снова и снова, уже давно не замечая формальности своих стенаний, поскольку борьба с текущей «порочностью» диктует необходимость перемен в области такого привычного и удобного положения вещей, таких привычных и приятных законов и моделей поведения.

Между тем многие взрослые люди теперь знают о том, что мир под угрозой, что начинаются серьёзные экологические проблемы, необратимые изменения в природе, что есть угроза экономического коллапса и начала хаоса. Многие взрослые недовольны социальной несправедливостью, неравенством, бесправием одних и безнаказанностью других, многие недовольны качеством жизни, а многие уже строят бункеры для того, чтобы пережить возможный природный катаклизм или мировую войну (за пресную воду, например, которой всё меньше: реки пересыхают, многие реки так сильно загрязнены, что их очистка уже не возможна, поскольку стоит гигантских средств…). В некоторых странах Европы уже несколько лет, как учат детей не выливать оставшуюся воду из кружки (бутылки и т.д.) просто в раковину или унитаз, а использовать её, скажем, для полива комнатных растений или ещё как-то. А самое главное – такие уроки (касающиеся одних только продуктов жизнедеятельности, одних только бытовых отходов, не говоря об уроках отношения к животным и растениям, друг к другу и т.д.) проводятся у них не один раз в год Первого сентября (или в День Земли)! И не для того, чтобы отбубнить что-то там по теме, и тут же забыть: с глаз долой – из сердца вон!

Одним словом данные проблемы уже только самый меднолобый и близорукий может считать надуманными. Но при этом, в то время как в Иордании воду людям развозят раз в неделю, у нас большинство людей как лили воду из крана часами, так и льют. Как к соседке не зайду, у неё вода из крана хлещет с бешеным напором, а сама другими делами занимается, по телефону разговаривает и т.д. А на мировом рынке уже установлена цена на пресную воду, и никто не обращает внимание на голоса «трёх калек», настаивающих на том, что вода никогда, ни при каких условиях не должна становиться товаром, потому что вода, как и земля, как и воздух, как и солнечный свет – принадлежат всем и это необходимый всем и каждому жизненный источник жизни людей! Никто не может продавать другим право на жизнь – это право не предмет торговли, не предмет чьей-то выгоды, нет такого права на разрешение кем-либо вообще: кому жить, а кому – нет, что жизнь позволяется только тому, кто заплатит кому-то там деньги. Вот что нужно проходить в школе!, а не изучать кучи дат и бессмысленных теорий уровня «реагирует ли нервная система лягушки, на пропущенный через нее электрический ток»!, вне контекста явлений и процессов в целом, их взаимодействий, тонкости этой нерукотворной системы и очень связанных друг с другом её частей… Вместо изучения новоявленных «гаджетов», которых всё больше и больше, разделяя радость вместе с президентом от их новых возможностей (вне контекста цены вопроса, цены, которую мы затем платим за эти чудеса науки и техники; какова цена Чернобыля, а недавней аварии в Мексиканском заливе, с миллионами тонн разлившейся нефти, а Фуксимы, кто платит за все эти чудеса т.н. научно-технического прогресса, а за разрушение озонового слоя, грозящего по расчетам тех же самых учёных полному уничтожению всего живого, а необратимые уже процессы в мировом океане???). Или всё это только параноидальный бред, как возражают одним учёным другие (правда, щедро финансируемые с целью опровержения «слухов» и «домыслов» заинтересованной стороной, как потом оказывается). Вот о чём нужно говорить с детьми.

А вместо этого взрослые люди продолжают воспитывать своих детей так, как будто мы живём в золотом веке, веке полного благополучия, где есть место только для развлечений и некоего саморазвития вне связи с окружающим. Пиэспи, мобилки, компьютерные игры, всякие другие примочки, пропитывают всю жизнь современного ребёнка и в этом переизбытке развлекаловки и барахла у него нет ни малейшей возможности понять кто он, где он, и как ему жить в этом мире. Он вынужден всё время только потреблять, сидеть, уставившись в какую-нибудь игрушку, требующую полного завладения вниманием ребёнка, или планировать, что ещё можно потреблять, чего можно ещё пожелать иметь. Воспитываясь в лицемерном обществе, делающем вид, что всё ОК (когда и ежу понятно, что всё далеко не ОК), и создающем вокруг ребёнка иллюзию изобилия и благополучия, современный ребёнок, подрастая, теряет способность и желание видеть и сопереживать проблеме как таковой – вместо этого он видит только свою амбицию на фоне этой проблемы: делая школьный проект о проблемах окружающей среды, он не переживает за природу и животных, а демонстрирует своим учителям, родственникам, одноклассникам и самому себе – какой он умный, вон сколько всего знает – далеко пойдёт! Его так приучили – этого-то от него и ждут. От него и не ждут того, что он серьёзно посвятит жизнь борьбе за охрану природы, охрану от антиприродной, сырьевой государственной политики, от корпораций. Борцы, Дон-Кихоты такому обществу вообще не нужны – они ему противны и опасны. Общество смеётся и издевается над Дон-Кихотом, называя его сумасшедшим придурком. Системе нужно общество расчётливых приспособленцев, общество потребителей, а не любители природы, которые мешают безотчётному и ненасытному потребительству. А Земле нужны добрые Иванушки-дурачки, что, поймав ночью в поле Сивку-Бурку, отпустят его, когда тот попросит. В отличие от ковбоя Джона, который вообще целый век только по закону кольта жил, а не то, что говорить о таком бескорыстном, простосердечном поступке. У него в сказке он быстренько бы захомутал Сивку в свой табун, без всяких разговоров со скотиной. Зачем же такому добру в поле пропадать – я его в бизнес пущу, выжму из него всё, что можно. Выдою Землю-матушку себе на новый гаджет (на ложку и тарелку с плоскими экранами в них, да на туалетную бумагу с фотокамерой и прямым выходом на Ютьюб).

Я не к тому, что теперь нельзя веселиться, что нужно теперь отказаться от вещей и других благ цивилизации – как тут же начнут передёргивать оппоненты. Я не против вещей, я против вещизма, повального, вне цены вопроса, вот и всё. Есть разница? А поза мыслителя, или радетеля и благодетеля, маска духовности и прочие – такие модные сегодня забавы и лицедейства – это не ко мне! Это ко всем тем, что стонут от модных эко-тенденций в области эко-косметологии, или эко-кулинарии, или ещё от какой-нибудь эко-модности и био-актуальности, что следуют тенденциям (т.е. живут не своей головой, а по чужим лекалам), с модой на очередную «практику самосовершенствования», или на какой-нибудь «путь познания», «кармического очищения» (чистка кармы – не реже раза в месяц!), как и на йогу, как и на благотворительность и прочую профанацию заботы о ком-то-чём-то, о природе, или о детях, или вообще о человечестве, о душе и т.д. Вот в этом лицемерном «я за мир во всём Мире», при полном циничном «положить» на всё, что не есть мои личные интересы – и проживает большинство идеологов потребительской системы ценностей, которое только и делает, что сетует на обстоятельства, да кивает по сторонам, «а я чем хуже всех других», тоже хочу жить червём: с одного конца вошло, с другого вышло, вот и всё, что оставит этот человек после себя (дети не в счёт, они по образу и подобию проживут жизнь так же). И не ратую я за отказ от веселья и радостей, вот только не всякое развлечение и не все удовольствия несут радость, а главное – это то, что и радость не должна быть ценой чужой безрадостности, чужого невеселья и неудовольствия. А уж плясать и пировать во время чумы или во время пожара, и даже не на соседней уже улице, не у соседа (что так всех всегда утешает), а уже у себя под носом – это, как минимум, недальновидно, не пришлось бы пожалеть.

И кролик, в значении его существования, в смысле его жизни на Земле (смысле, очень далёком для понимания современным «умным» человеком, если только вне того единственно доступного ему сегодня смысла – что всё вокруг только для употребления в своих нуждах или прихотях, т.е. с утилитарным назначением, как это внушается обществу потребления, для обеспечения непрерывного конвейера этого потребления) – ничуть не хуже человека – пусть не такое же, конечно, другое существо, но тоже нерукотворное создание, чудом рождения сотворённое, живое, одушевлённое создание. Он просто другое существо, более слабое и глупое (а что, разве грудные дети не слабые и не глупые, но их же не убивают на этом основании!), хоть и разговаривать не умеет, и уравнения не решает, и оружие не мастерит, а сидит тихонько под кустиком, носик на солнышке греет.

Хотя, вот пишу «не убивают же слабых и глупых», а ведь в последнее время всё чаще слышу «рациональные» и очень аргументированные доводы в пользу логики очищения общества от обузы социальной заботы о всяких неизлечимо больных, слабоумных, бомжей, и даже лишения различных гражданских прав (или их ограничения) неуспешных, не имеющих «ума» зарабатывать, социально неадаптированных, не заточенных под систему.

Нельзя делать на кролике опыты во благо человека – для изобретения какого-нибудь лекарства, стирального порошка или губной помады. Научитесь изобретать такие зубные пасты, которые не нужно ни на ком испытывать – вон, сколько известняков и мела по планете раскидано, так нет, нам же нужно что подороже; чтобы не просто зубная щетка, а с электромоторчиком (а ещё, наверное, сделают и с плеером – чтобы приятнее чистилось под музыку, или ещё с какой-нибудь ненужной-очень-нужной ерундой) или чтобы как-нибудь элитарно и «эксклюзивно», «уникальное предложение», с щетиной из какого-нибудь редкого, желательно, вымирающего животного и т.д. Благо на чужой крови и страданиях – это не благо, это зло для всех. Потому что все мы на этой планете едины, и пока мы этого не поймём, мы будем продолжать страдать и гадить себе же на голову (пока какие-нибудь страшные катастрофы или техногенные аварии, или биоинженерные достижения мутации, или изменения климата, или исчезновение животных и растительных видов и пищевых цепочек… не остановит всю эту вакханалию человеческого ненасытного насыщения, потребительскую паранойю. Потому что закон природы таков: если ты охотишься на кого-то, то будь покоен – уже и ты на прицеле у кого-то или чего-то, и с тебя должок спросится. Выгребая из планеты всё, что только можно и нельзя, до чего только дотянутся загребущие ручонки, а взамен отдавая природе только газы и дым в атмосферу, отходы в реки, моря и океан, и т.д. – мы обворовываем самих себя, или своих детей и внуков (о которых мы, дескать, очень сильно заботимся, скребя им на машину)! Мы убиваем кроликов, а нас убьют чужая халатность, или преступное «моя хата с краю», или бандит и наркоман, взращенные системой потребления, или неуравновешенный циник – прилежный ученик и воспитанник лидерских качеств, хищничества и агрессии,.. или террористы, также произрастающие из порочности этой несправедливой или алчной системы и её ценностей, приоритетов, или армии более могущественных государств… Мы используем беззащитных братьев меньших в своих целях, а нас наши правители используют в своих. Всё по-честному: кто сильнее – тому всё можно. Кстати это не закон джунглей, в джунглях, в дикой природе всё не так примитивно, как у нас хомосапиенсов. Там бывает так, что тигрица грудную обезьянку удочерит – сама, умных даже книжек никогда не читая, без вмешательства высокодуховных и высокоразвитых учителей и проповедников, духовных лидеров, культурной и интеллектуальной элиты… И вообще много чего там не так, как в наших просвещённых и прогрессивных каменных джунглях, чему бы нам ещё поучиться.

Не человеком сотворены все эти глаза и перепонки, мягкий и пушистый мех, способность бегать на своих быстрых и сильных лапах или скакать, одним прыжком запрыгивая на высокую ветку дерева, или умение плавать, как дельфины, быстрыми и гладкими своими телами рассекая волны и даже высоко выпрыгивая из воды, не человеком разукрашены тончайшие и переливающиеся крылья бабочек… А потому и не человеку решать и судить – кому жить, а кому украшать своим трупом, своим чучелом или одной засушенной головой, или шкурой его стену в спальнях и сортирах, не человеку – ни одной рыбьей чешуйки для рыбы не создавшему – убивать животных для удовлетворения своих прихотей и тщеславия, для красования в чужой коже на своих плечах, ногах, руках, перед себе подобными!..

Японцы веками и по сей день жестоко убивают одних из самых великолепных созданий Земли – китов – несмотря на запреты международных организаций, несмотря на протесты защитников животных – плевали они на всех и на всё – хотят жрать именно китов и использовать их мёртвые тела в косметических и других целях, и будут это делать! А потом «Бац!» и смыло за полчаса японцев с их благами цивилизации. Жалко? Конечно, жалко, но не больше, чем китов и всех остальных истребляемых людьми жителей планеты. Тут меня сейчас закидают тухлыми яйцами: «вот дура-то! ставит каких-то там рыбин и тупых кроликов на одну ступень с человеком!». Так вот, пока люди не осознают, что мы все имеем равные права для жизни на Земле, что человек не имеет права истребить на земле всё, до чего только дотянутся его загребущие ручонки – всё будет плохо, и никакие рецепты и реформы вам не помогут. Максимум, что реформы могут, это создать видимость благополучия, как в Европе, например, но всего лишь временного благополучия, или внешнего. А может, вам это-то и нужно, а как всё на самом деле вам и не важно: лишь бы матрица всегда была рядом, пусть розовые очки вместо глаз, зато в красивой оправе?! Как там говорил Сайфер (предатель из «Матрицы»): лучше жрать бифштекс в искусственной реальности, чем в настоящей реальности, но кашу. «Понимаете, ведь я знаю, что этот бифштекс не существует. Я знаю, когда сую его в рот, что это Матрица сообщает моему мозгу, какой он сочный и восхитительный. Но знаете, что я понял спустя девять лет? … Неведенье – вот счастье. … Я хочу все забыть. Все! Вы понимаете? И я хочу быть богатым. Кем – это не важно. Например, актером. Вы же можете это сделать, верно?»

Хотели рецепта, ответа на вопрос «что делать?» – пожалуйста. Но что-то мне подсказывает, что он вам не понравится. Потому что вы не хотите меняться и менять свою жизнь на благо другим – вы хотите, чтобы другие менялись и меняли свою жизнь на благо вам, а это огромная разница.

Жизнь на земле будет уничтожена не ядерным оружием, а бальзамом с ополаскивателем и кондиционером «три в одном»; нас сотрут с лица земли не террористы и маньяки, а краснощёкий добропорядочный семьянин, весельчак и балагур, любящий природу на фотографиях в своём компьютере, да в виде шашлычка из неё родимой, из матери своей, «матушки-природы».

Рим погубили не варвары.

«Колизеи» и «Новые Колизеи», «Калигулы» окружают нас сегодня со всех сторон. Думаете, хозяева заведений с такими названиями не знают – что собой представляли и символизируют до сих пор эти их кумиры?! Собственно, самим этим явлением уже сказано не мало…

Продолжение следует…

Спонсор поста:

литературные знакомства



Пинг не поддерживается.

Оставить комментарий